Дизайн керамической плитки (часть первая).

Дизайн Алессандро и Марио Сутор, 1981
Дизайн Крепакс, 1988
Дизайн Алессандро и Марио Сутор, 1981
Сильный обжиг, эмаль, шелкография.
Венецианский обжиг

В прошлые века плитку в Италии изготовляли как майолику или как cotto (обожженная гончарная глина), в средневековой Франции — как ангобированную терракоту; исламская плитка из белой массы была кремнеземным фаянсом; а в Японии плитку и по сей день изготавливают как керамический гранит или фарфор. В каждой стране, в каждой культуре существовали, согласно их собственной керамической традиции, свои особые гончарные массы, техники глазурования и росписи, устоявшиеся каноны рисунка и орнамента. Сегодняшняя панорама весьма многообразна, а в последнее десятилетие претерпела значительные изменения.

Что касается промышленного производства, то в результате соединения старых методов с новейшими технологиями, в 70-е годы появилось огромное число различных видов продукции. Постепенно их число стабилизировалось, и сегодня типология современной керамической плитки насчитывает около дюжины вариантов.

Но, с другой стороны, сейчас окончательно забыты некоторые исторически знаменитые виды. Например, керамика сильного обжига (terraglia forte) из белой массы с добавкой полевого шпата. Это был малопористый продукт двойного обжига, очень чистый, стойкий, малого формата, типичный для таких предприятий, как В.В.В. Barberi Burzi в Болонье, Richard — Gnori и Pozzi. Или керамика слабого обжига (terraglia tenera) из белой смеси с добавкой извести — сильно пористый материал двойного обжига, хрупкий и поэтому годящийся только для облицовки стен. Он был оченб распространен и выпускался под различными названиями фабриками Cedit, Saime, Arpa, Scala, Marazzi, Ricchetti, Iris, Ragno.

Обе эти технологии работы с белой массой вытеснил процесс однократного обжига (monocottura bianca), позволяющий получать как плотный, так и пористый материал. При этом значительно снижаются производственные затраты и заметно улучшаются технические характеристики, особенно прочность, и расширяются возможности художественной экспрессии.

С недавнего времени керамика слабого обжига (terraglia tenera) стала использоваться для изготовления особых рельефных деталей: панелей, рам, карнизов, а также для вставок, часто расписанных вручную. Поскольку основа плитки абсолютно белого цвета, то возможно нанесение декора непосредственного на бисквит, полученный в результате первичного обжига, с последующим нанесением распыленного стекла с водной суспензией, придающей материалу водонепроницаемость. А кристаллизация, остеклование, глазурование осуществляются уже в процессе вторичного обжига.

В настоящее время сокращено также производство традиционной майолики (тело плитки пористое, состоящее только из натуральной известковой глины огненно-красного цвета, называемой терракота или фаянс). Вместо неё производятся большие серии продуктов сильного обжига (cotto forte), более плотных благодаря двойному обжигу, или пористый материал однократного обжига (monocottura porosa), в той или иной мере окрашенный, и используемый для изготовления менее ценной продукции, позволяющий, однако, выпускать плитку большего формата.
Майолика остается художественным материалом, годным для ручного производства, подходящим для изготовления панелей, реек, бордюров и плиток с ярко выраженным рельефом.

Майолика, ручная роспись, 20х20 см
Майолика, ручная роспись, 20х20 см.
На обратной стороне марка фабрики «A.TAIANI/IN VIETRO».
вторая половина XIX века.

Другим материалом, некогда очень распространенным и сыгравшим важную роль в развитии этого направления, является красный керамический гранит (gres rosso) на основе природной сильно окрашенной массы. Он используется для плиток малого формата, выпускается в немыслимых масштабах и применяется весьма широко благодаря своему низкому водопоглощению, твердости и простоте добычи исходного сырья, залегающего в каменистой местности. Типичной продукцией здесь является рельефная плитка, которая украшается либо традиционными декоративными мотивами (обычно расписными вручную и покрытыми эмалью), либо геометрическим рисунком (часто вовсе лишенные покрытия или с эмалью нанесенной в углубления).

Это производство традиционно сконцентрировано в районе Сассуоло и близлежащих городов: Фьёрано, Спеццано, Маранелло, Скандьяно, Рубьера, Веджа и Казалгранде — благодаря большим залежам глины, пригодной для производства майолики, cotto forte и красного керамического гранита. Всё это определило условия для создания здесь производственной базы промышленного характера. Когда же, в результате эволюции типологии, потребовалось новое сырьё, нередко ввозимое из-за границы, то местная инфраструктура не испытала никаких сложностей и стала одновременно, как местом приема, так и местом переработки самого сырья. Так произошло, например, с крупными химическими предприятиями по производству эмалей и пигментов, которые вначале располагались в разных частях Италии, а впоследствии были сконцентрированы в одном месте. При этом произошла и концентрация научно-исследовательской базы отрасли.

Промышленное исполнение в технике сильного обжига 20х20 см
Прототип. Майолика, ручная печать.
Промышленное исполнение в технике сильного обжига 20х20 см.
Серия «Cheope», дизайн Бьянко Гини, Ceramica Coralo, 1987.

В результате в области Модены и Реджо стали развиваться и концентрироваться предприятия, специализирующиеся на производстве напольной плитки. Открывались новые фабрики и переориентировались старые, развивалась предпринимательская деятельность в смежных сферах, такая как изучение и исследования в такой специфической области как третий обжиг, открытие фотолабораторий, отраслевых рекламных издательств. В числе последних начинаний -информационная продукция.

Таблица, приведенная в приложении к этой краткой вступительной статье о типологии керамики, используемой в архитектуре, представляет собой работу, которую можно считать подготовительным анализом в этой узкой специфической тематике.

Нужно подчеркнуть, что сегодня уже желательно включение некоторых типологий, новых определении, которые, как кажется, скорее, относятся к обработке и процессам, нежели к конкретной теме определения типов.

Необходимость эта вызвана возросшим сегодня количеством названий продукции, которая первоначально имела практически одно значение — метод однократного обжига (monocottura) или одиночной прессовки (monopressatura). Сегодня эти термины применяются к самым разнообразным технологиям, и ощущается необходимость включения в типологию, например, уже и продуктов троекратного обжига. В будущем будет возможность углубить как все изложенные здесь, так и новые параметры, такие, например, как декоративная техника или та же гамма троекратного обжига.

Схема типологии облицовочной керамики для применения в архитектуре. Составлена Роландо Джиованнини.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх