Модернизация российского ЖКХ постепенно набирает темпы. В частности, все более широко применяется энергоэффективное оборудование в системах отопления жилых зданий. В целом, согласно уже полученным первым результатам, это дает положительный эффект. Однако в ряде случаев существенной экономии тепла добиться не удается, платежи жильцов за отопление не сокращаются, а возрастают, что провоцирует суждения о неэффективности или неприменимости используемых технологий в российских условиях. Мы решили разобраться в причинах происходящего и обратились за комментариями к Вячеславу Гуну, заместителю директора отдела тепловой автоматики компании «Данфосс», крупнейшего мирового производителя энергосберегающего оборудования для систем отопления. – Вячеслав Абрамович, в прессе и по телевидению говорят в основном об успешном внедрении энергосберегающих технологий, а также о полученной в результате экономии тепла и денег. Однако нам известно, что не все и не всегда проходит гладко. Так ли это на самом деле и в чем причина неудач? – Все и всегда не может идти гладко, так, к сожалению, не бывает. Для российского ЖКХ многое из того, что сегодня внедряется, внове, поэтому ошибки неизбежны. Именно они и являются причиной неудач. Оговорюсь: говоря об ошибках, я имею в виду прежде всего ошибки системные, а не пытаюсь указать на недочеты в работе конкретных людей. Существует множество взаимовлияющих факторов, способных сказаться на конечном результате. Поэтому, учитывая разобщенность и дезорганизованность, все еще характерную для отечественной коммунальной отрасли, неправильно искать виновных, нужно решать проблемы в комплексе. И вот пример. – Что это за факторы? – Начну с самого простого: с того, с чем можно столкнуться сегодня практически в каждом городе. Есть известный специалистам коммунальной отрасли перечень мероприятий, которые необходимо проводить для повышения энергоэффективности систем отопления жилых зданий, как-то: установка приборов учета тепла, регулирующей автоматики (АИТП или АУУ) на входе в здание, балансировка системы по стоякам, оснащение отопительных приборов радиаторными терморегуляторами. Комплексное проведение этих мероприятий в правильно утепленном здании дает ожидаемый результат: экономию тепла и денег. Однако зачастую модернизация проводится частично, что иногда становится причиной разочарований. Например, как я уже говорил ранее, если ограничиться только установкой теплосчетчика, то результат может оказаться противоположным ожидаемому. – Возможно, управляющим компаниям нужно уделять больше времени просветительской работе среди жильцов? – Безусловно, причем многие это сегодня делают. Однако иногда результаты такой работы сводят на нет серьезные промахи, допущенные подчас еще на этапе застройки. Например, сейчас при проведении капремонта в жилых домах во многих регионах и городах, в первую очередь в Москве, устанавливается тепловая автоматика, производится балансировка системы отопления по стоякам, отопительные приборы оснащаются радиаторными терморегуляторами. Но зачастую ничего из этого не делается при новом строительстве, невзирая на требования действующих нормативов. Это парадокс, который отбрасывает нас назад, и, конечно, это провоцирует жильцов на самостоятельные действия. – Все, о чем вы говорили, так или иначе можно объяснить недопониманием сути проводимых мероприятий, отсутствием четких законодательных норм, неумением или нежеланием отдельных специалистов доводить начатое дело до конца. К сожалению, это не ново и хорошо знакомо читателям. Но все ли можно списать только на оргвопросы? Существуют ли проблемы, требующие инженерного решения? – Да, существуют, хотя и здесь проблема скорее в отсутствии комплексного подхода к энергосбережению. Например, во многих российских населенных пунктах, и даже в некоторых крупных городах, до сих пор применяется открытый водоразбор для нужд ГВС, когда горячая вода для бытовых нужд берется непосредственно из отопительной системы. В такой (двухтрубной) системе на входе в дом установлен обычно один общий теплосчетчик, который считает суммарно все тепло: и то, что идет на отопление, и то, что идет на горячее водоснабжение. Если при этом автоматизировать только отопительную систему, то весь эффект от регулирования может оказаться «съеден» повышенным потреблением горячей воды, и «на круг» получится отрицательный результат. Если проектным решением не предусмотрена установка на стояках системы ГВС термостатических балансировочных клапанов для равномерного распределения горячей воды и отсутствует насосный циркуляционный контур, то, открывая воду, люди вынуждены ждать некоторое время, пока она станет горячей, а квартирный и общедомовой счетчики этот расход фиксируют. Кроме того, нет возможности регулировать температуру воздуха в ванных комнатах путем уменьшения отбора тепла от полотенцесушителей. Вспомните нынешнее лето: разве нужен был вам дополнительный обогрев ванной при температуре в +35°C? Также ситуация осложняется, если в доме поквартирный учет воды (в том числе горячей) реализован только у части собственников, ведь у остальных жильцов в этом случае просто нет стимула к ее экономии. – Как бы вы подытожили все сказанное? – Внедрение приборного учета тепла и регулирования дает первые результаты. И это не только экономия. Сегодня к специалистам коммунальной отрасли приходит понимание, что энергосбережение – это комплексная категория. Если вы установите на автомобиль два колеса вместо четырех, то он никуда не уедет. Однако это не значит, что виновато колесо. Так же и с энергоэффективным оборудованием. Пресс-служба «Данфосс» Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. N261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». |
- Дата: 13 декабря 2018
Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.